Понедельник
19 Апреля 2021
03.01.51
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №91
ГЛАВНАЯ Регистрация Вход
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ »
МЕНЮ САЙТА

НОВОСТИ ШКОЛЫ
[15 Апреля 2021]
Фестиваль "Храните детские сердца-2021"

[14 Апреля 2021]
ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ

[12 Апреля 2021]
"Поехали!" Поздравляем с 60-летним юбилеем полёта ...

[10 Апреля 2021]
Квест «Азбука здоровья»

[09 Апреля 2021]
Соревнования по лыжным гонкам

[08 Апреля 2021]
1 апреля – «День птиц»

[08 Апреля 2021]
Всемирный День Здоровья


ПОГОДА

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ГЛАВНАЯ » ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ЗАРЕ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКA

1906 г.

с. Ховрино Карсунского уезда.

Член Попечительского Совета о слепых Императрицы Марии Александровны А.И. Червяковский организовал Ховринскую профессионально-образовательную школу для слепых (с. Ховрино Карсунского уезда Симбирской губернии). Она была открыта 23 ноября 1906 года.

Предыстория этого такова. Вначале, с 1905-1906 учебного года, это было ремесленное отделение, принимались дети и подростки - те, которые окончили курс начального сельского училища и те, кто не окончил его, и даже безграмотные. В школе давались элементарные сведения по общеобразовательным предметам и изучали сапожно-башмачное ремесло.

Сапожно-башмачным ремеслом жители села Ховрино начали заниматься еще в начале XVIII столетия и почти в каждом дворе. Например, через сто лет, в 1898 году этому ремеслу посвятили свою жизнь 204 человека, им занимались в 102 дворах, изготовляя ежегодно до 6000 пар простой обуви на сумму около 15 -18 тысяч рублей.

22 марта 1898 года инспектор народных училищ Карсунского уезда А.И. Червяковский поставил вопрос об открытии в с. Ховрино сапожно-башмачной ремесленной школы с целью, как для возможного усовершенствования изделий местных кустарей, так и для пользы жителей уезда.

К 1 июля 1905 года для школы было построено хозяйственным способом очень светлое, сухое, теплое и прочное каменное здание 47 кв. саженей и хорошо вентилируемое, с кирпичными кладовой и погребом, саманной конюшней и двором. Затрачено на все это было около 4500 рублей.

Не менее сложной и трудной задачей было найти мастера, который умело бы организовал обучение и тактичным и сердечным обращением расположил бы к сапожно-башмачному делу силы и умы слепых детей.

В Москве и Санкт-Петербурге такого мастера А.И. Червяковский не нашел и поехал в Варшаву к директору института глухонемых и слепых доктору А.Д. Благовещенскому, с которым неоднократно списывался по проекту профшколы для слепых. Директор института рекомендовал для работы в школе цехового мастера А.С. Терликовского, прослужившего в Варшавском институте 9 лет и имел не только практический, но и хороший педагогический опыт.

И сразу же в первый год своего существования ремесленное отделение, открытое в 1905 году, стало быстро развиваться и крепнуть. Кротким, сердечным обращением, усердным и умным преподаванием А.С. Терликовский привлек к учению большое число учеников. В школу стали поступать дети из других селений уезда и уже на первом году стали выполнять заказы.

Поэтому Попечительская комиссия о слепых в Санкт-Петербурге единогласно высказалась за открытие ремесленной школы для слепых детей, тем более что Министерство народного просвещения выделило средства на строительство общежития при школе.

Занятия в новой школе для слепых начались 23 ноября 1906 года.

Из книги Суперанского М.Ф. «Начальная народная школа в Симбирской губернии», Симбирск, 1906 г.

В журнале «Слепец» №5-7 за 1916 год А.И. Червяковский опубликовал статью «Мысли о судьбе слепых», в которой говорилось: "Уже христиане первых веков и магометане считали своей обязанностью заботиться о слепых и щедро наделяли их личной милостыней, но человек не может только принимать, он сам должен вносить посильную лепту в громадное русло мировой работы человечества; труд улучшает жизнь слепого, поэтому наиболее совершенной формой заботливости о слепых является учреждение для них профессиональных, ремесленных училищ и мастерских. В странах, где профессиональное образование слепых обязательно, нищенство, материальная беспомощность почти исчезли среди них."


1934 -1940 гг.

г. Ульяновск.

Школа для слепых и слабовидящих детей была открыта в 1934 году.

Она располагалась в двухэтажном купеческом доме с садом на улице Карла Либкнехта (бывшая Лесинная).

Училось 20 детей разного возраста.

Преподавали 2 учителя: один слепой, другой слабовидящий. В 1937 году детей младшего возраста перевели в г. Куйбышев (Самара), а переростки остались в Ульяновской школе.

Закрыли ее перед войной, в 1940 г.

(Из воспоминаний ученицы школы-интерната Глуховой-Левашовой П.И.)


1948 г.

Село Новые Зимницы Старокулаткинского района.

Школа-интернат размещалась в трех ветхих одноэтажных деревянных зданиях с печным отоплением.

Обучалось 24 человека. Было два первых класса: 1а - класс мальчиков (учительница - Гурьянова Е.П., воспитатель Елифанкина Е.В.); 1б - класс девочек (учительница - Наместникова М.А., воспитатель - Тянутова Т.А.).

Директор школы - Кибакин А.П.

Школа имела посевную площадь. Сеяли просо, сажали картофель.

(Из воспоминаний педагога Елифанкиной Елизаветы Васильевны)


1949-1954 гг.

Село Новоспасское.

Учебный год начался с 1 октября в связи с переездом. Школа-интернат заняла большое одноэтажное здание бывшего детского дома. Места было мало, учились даже в столовой. Занималось уже 40 детей.

Учителями работали Левашов А.Т., Елифанкина Е.В., Г...Евдокия П., Н...Мария А., Погодина Ф.Г., Блохин Г.М., воспитателями: Маршова Т.П., Захарова А.А., Романова Е.Н.

Директора: Тиханова А.А., Безбородова З.М.

Дети пионерского возраста были приняты в пионеры. Старательно работала с ними пионервожатая Никерова Е.К.

(Из воспоминаний педагога Елифанкиной Елизаветы Васильевны)


1954 -1968 гг.

Село Канадей Николаевского района.

Школа-интернат располагалась в своеобразном деревянном городке из пяти одноэтажных зданий:

  • в главном здании размещались 6 классов, спальни, медпункт, учительская, пионерская комната,
  • во втором - три старших класса (7, 8, 9 классы),
  • в третьем - кабинеты физики и музыки,
  • в четвертом - столовая и кухня,
  • в пятом - библиотека и мастерская по трудовому обучению.

Обучалось более 60 человек. Образование было девятилетнее.

Возглавляли школу-интернат директора: Пронягина Е.И., Ключарева М.К., Старостин Н.А.

(Из воспоминаний педагога школы-интерната Елифанкиной Е.В.)


1968 -1997 гг.

Районный центр Цильна.

Школе-интернату предоставили большое трехэтажное здание.

Большинство учителей работало добросовестно, активно.

Крайнова П.В. преподавала арифметику и географию. Жидких А.А. - учитель музыки. 25 лет проработали супруги Левашовы Андрей Григорьевич и Прасковья Ивановна.

Был организован методический кабинет, четко и слаженно работали методические объединения учителей начальных классов, учителей-предметников. Принимали участие в районных объединениях, областных семинарах.

В 1976 году школу расформировали, вывезли слепых в Куйбышев. В Цильнинской школе остались слабовидящие.

Директора школы-интерната: Старостин Н.А., Чехомов А.П. (был построен дом для педагогов), Починов А.П. (школа была реконструирована, перешли на кабинетную систему обучения), Кузнецова М.И., Агафонова И.Г., Курганов В.В.

(Из воспоминаний зам. директора по учебно-воспитательной работе Цильнинской школы-интерната Колдакова А.И.)


С 1 марта 1997 г.

г. Ульяновск, ул.Камышинская, д. 44.

1 марта 1997 года решением Главы администрации Ульяновской области и начальника Управления образования  администрации Ульяновской области школа-интернат создана в г. Ульяновске. После реконструкции бывшего детского сада №158 АОЗТ «Завод КПД-1» 1 сентября 1998 года школа-интернат на 120 посадочных мест и 30 мест проживания сдана в эксплуатацию.   

Директор - Куприянов В.А.     

В школе-интернате обучаются совместно тотально слепые и слабовидящие дети. Незрячие обучаются по системе Брайля, для обучения слабовидящих используются учебники с высоким плоскопечатным шрифтом.

Главная задача, решаемая педагогическим коллективом школы, - социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов по зрению на основе коррекционно-компенсаторной направленности обучения и воспитания. С этой целью с 1 сентября 2003 года организована работа коррекционных курсов педагогики. В школе создано отделение дополнительного образования (руководитель Зоточева Н.М.), работу по эстетическому воспитанию ведут квалифицированные педагоги-энтузиасты. Традиционно наши воспитанники показывают высокий класс исполнительного искусства по всем видам художественной самодеятельности на областных смотрах и конкурсах.
В школе много традиций: дни здоровья, фестивали искусств, день пожилого человека, декада «Природа нам - мы ей», день чести школы и т.д.

С целью обеспечения оптимальных условий учебно-воспитательного процесса для круглосуточного пребывания воспитанников и открытия групп дошкольников с нарушением зрительных функций 21 января 2002 года школе было передано здание детского сада №182 ОАО «УАЗ». После реконструкции ребята получили уютные спальни на 4 человека, зону отдыха, бытовые комнаты, музыкальный зал.

Коллектив работников учреждения успешно решает задачи обучения, воспитания, развития школьников с ограниченными возможностями здоровья, добиваясь на основе дифференцированного и индивидуального личностного подходов обеспечения готовности выпускников к жизни в сфере рыночной экономики.

(Из летописи школы-интерната для слепых и слабовидящих детей г.Ульяновска)

Поиск по сайту

Портал Госуслуг
Госуслуги

МИНПРОС РФ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

МИНПРОС УО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Портал bus.gov.ru
bus.gov.ru

"Доступная среда"
Жить вместе

ИРО
Институт развития образования Ульяновской области

"Сетевой город"
Сетевой город