Понедельник
19 Апреля 2021
03.10.25
Приветствую Вас Гость
 
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №91
ГЛАВНАЯ Регистрация Вход
ВОПРОС-ОТВЕТ »
МЕНЮ САЙТА

НОВОСТИ ШКОЛЫ
[15 Апреля 2021]
Фестиваль "Храните детские сердца-2021"

[14 Апреля 2021]
ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ

[12 Апреля 2021]
"Поехали!" Поздравляем с 60-летним юбилеем полёта ...

[10 Апреля 2021]
Квест «Азбука здоровья»

[09 Апреля 2021]
Соревнования по лыжным гонкам

[08 Апреля 2021]
1 апреля – «День птиц»

[08 Апреля 2021]
Всемирный День Здоровья


ПОГОДА

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


В школу принимаются дети по медицинским показаниям с нарушениями зрения на основании личного заявления родителей (законных представителей) при наличии протокола психолого-медико-педагогической комиссии и установленным статусом "ребенок с ограниченными возможностями здоровья".

 


Это зависит от состояния его зрительных функций. Если эти параметры позволяют, то ученик переходит в массовую школу на уровне своего класса, или классом ниже.


В нашей школе созданы комфортные условия для учащихся, не требующие зрительного напряжения, кроме того, многим из них очки не помогают.


Курс

Педагог

«Авторская гитара»

Исаева Т.М.

«Гитара и песня на всю жизнь»

Башарина Е.А.

«Академический вокал»

Зоточева Н.М.

«Бисероплетение»

Кашицына Е.В.

«Калейдоскоп умений»

Янина И.П.

Фольклорный ансамбль «Калинка»

Романова Н.Н.

«Фортепьяно»

Чеканова Н.В.

ИЗО-студия «Сотвори себя сам»

Шаркова Г.В.

«Хореография»

Щавлева А.Н.

«Класс «Баян»

Клинышев А.А.


Нет, не оказывает. Все услуги, предоставляемые учреждением, бесплатны (образование, включая дополнительное, питание и проживание обучающихся и воспитанников, организация досуга в оздоровительном летнем лагере при школе, пользование библиотечным фондом, доступ к сети Интернет).


Есть должности: тьютор и ассистент. Тьютор - педагогический работник в соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н). Поэтому, тьютору необходимо обязательно иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет. Образовательное учреждение самостоятельно решает вводить в штатное расписание должность тьютора или нет. Ассистент только оказывает техническую помощь, поэтому такие требования к нему не предъявляется. Соответственно, родители детей с ОВЗ в целях скорейшей адаптации ребенка к образовательной среде, оказания ему необходимой помощи (передвижение, обслуживание и т.д.), могут быть допущены в образовательные организации в качестве ассистентов при соблюдении определённых условий (медицинское заключение и др.).


Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную систему.
Интегрированное образование предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками. В данном случае дети с ОВЗ обучаются в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.
Инклюзивное образование предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья также в обычных общеобразовательных школах в одном классе с обычными детьми. Но при инклюзивном образовании система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. В данном случае необходимо реформирование школ, перепланировка учебных помещений, написание разных образовательных программ так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.


Многие родители считают, что будет лучше, если ребенок придет в школу, уже умея читать и писать. Не нужно этого делать. И читать, и писать ребенок научится в школе. Правильнее будет обращать внимание на физическое развитие ребенка, развитие его двигательной сферы. С самого раннего возраста нужно учить малыша правильно ходить, бегать, делать зарядку, бросать и ловить мяч. Не менее важным является сформированность навыков самообслуживания: умение пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться без посторонней помощи, аккуратно складывать свои вещи, самостоятельно кушать и т.п. Обязательно заниматься развитием речи: читать сказки и пересказывать их, разучивать стихи, песни, пословицы. Знакомить с окружающими его предметами, расширяя кругозор. Игрушки, различные предметы ребенок должен ощупывать руками, и называть каждую часть.  Развивать ориентировку в пространстве, используя слова, выражающие пространственные отношения: внизу, вверху, слева, справа, впереди. Для того чтобы ребенку было легче учиться читать и писать шрифтом Брайля необходимо заниматься развитием мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка из пластилина, собирание мозаики, сортировка мелких предметов и др.). Для подготовки к школе важны коммуникативные навыки. Нужно стараться, чтобы круг общения ребенка не состоял исключительно из детей с нарушенным зрением, а имел друзей среди зрячих людей. Ведь ему предстоит жить среди них, работать, общаться. Это огромная работа, но, она обязательно принесет свои плоды во время обучения в школе.


Основанием для организации обучения на дому является заключение врачебной комиссии. (Приказ Министерства Здравоохранения РФ "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых даёт право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому" N436н от 30.06.2016). Если такого заключения нет, то тогда ребенок должен обучаться в условиях образовательной организации. 


Конечно, ведь самыми важными людьми для слепого ребенка является его родители. Учитель научит ребенка читать и писать шрифтом Брайля. Но дома именно родители будут помогать ребёнку.


Владение рельефно-точечным шрифтом обеспечивает слепому человеку самостоятельность в получении, записи и передаче информации. Особенно знание шрифта Брайля важно для школьников. Не умеющий без посторонней помощи читать и писать является неграмотным человеком. Параграфы учебников истории, обществознания, географии, биологии содержат огромный текстовый материал. Усвоить его на слух невероятно трудно. Требования к технике самостоятельного чтения и письма возрастают в период подготовки к экзаменам. Чем выше скорость у выпускника, тем успешнее он справится с заданиями. Ни чтение текста ассистентом, ни работа на компьютере не заменят для ребенка возможности читать то, что требуется, и писать тогда, когда это необходимо.


При работе на компьютере слепые пользователи не используют манипулятор «мышь», команды они подают, применяя комбинации «горячих» клавиш. Незрячим доступны для работы те же программы, что и зрячим, и они могут добиваться того же качества создаваемых текстовых документов с преобладанием букв, что и зрячие, правда усилий для этого им придется затратить в несколько раз больше. Существуют специальные программы экранного доступа, например, Jaws, которые озвучивают названия и содержание всех файлов, помогают работать в текстовом редакторе. Особую категорию текстовых записей составляют математические формулы. Синтезаторы голоса читают их некорректно, с помощью клавиатуры удается вводить не все знаки. Слепой пользователь может заполнить базу данных в Excel и даже построить диаграмму, но не сможет оценить ее изобразительное качество. Конечно, работа с изображениями слепому недоступна. Синтезатор голоса может распознать только часть файлов PDF, которые позволяют копировать текст. Чтение рисунков программа не осуществляет.


Прежде всего у ребенка должны быть сформированы навыки самообслуживания, активная жизненная позиция, интерес к познанию окружающего мира и определенные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Умение устанавливать контакт со взрослыми людьми, сверстниками. Умение и желание слушать, отвечать, задавать вопросы по теме беседы. Ребенок должен уметь проявлять волевые качества: сидеть, слушать, дожидаться, когда его спросят, не выкрикивать с места. Особое внимание до школы стоит уделить развитию речи. Перед поступлением в школу следует решить все проблемы ребенка, связанные со звукопроизношением, чтобы в дальнейшем основное внимание уделить коррекции дисграфии и дизорфографии.


Обучение слепых и слабовидящих учащихся с умственной отсталостью будет отличаться от обучения той же категории учащихся, но с сохранным интеллектом, прежде всего, учебным планом, программным содержанием учебных предметов, сроками обучения, а также методами, приемами и способами обучения. Организация учебного процесса и результативность обучения также будут различны.


Шрифт Брайля наносится на бумагу с помощью специальных письменных предметов – особым прибором и грифелем. По этой причине какие-либо изменения в конфигурации, выделении, размере, форме букв невозможны. Тем не менее, даже тетрадь с записями рельефно-точечным шрифтом быть неаккуратной. Например, грифель, которым надавливают на бумагу через отверстия крышки прибора и получают рельефную точку, может быть слишком заточен и иметь острый кончик. В этом случае при письме точки получаются «рваные», и в целом запись выглядит неаккуратно. Или когда учащийся делает множество переколов, шеститочий – это равнозначно тому, как в обычной тетради ученик неаккуратно исправляет, перечеркивает свои записи, что делает его работу зрительно неэстетичной, неаккуратной. Кроме того, незрячий может плохо закреплять лист в брайлевском приборе - в этом случае строчки при письме «наезжают» друг на друга, и работа становится вовсе не читаемой. Наконец, ученик может не соблюдать правила оформления письменных работ по Брайлю: например, не делать соответствующих отступов и пропусков строк при записи, не соблюдать количество пропущенных ячеек между брайлевскими символами или в целом вести запись какой-либо работы не по форме. В этом случае такая тетрадь также считается неаккуратной.


В заключении ПМПК обязательно указывается вариант программы, которую рекомендовано осваивать обучающемуся. Варианты, начинающиеся с цифры 3 (3.1, 3.2, 3.3 и 3.4) свидетельствуют о том, что ребенок частично зрячий и ему рекомендовано осваивать рельефно-точечный шрифт Брайля. Варианты, начинающиеся с цифры 4 (4.1, 4.2, 4.3) свидетельствуют о том, что ребенок слабовидящий и может работать с плоским шрифтом.


Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Это способ индивидуального освоения одной из существующих программ, составляется на основе выбранного учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и видами учебной работы. Индивидуальный образовательный маршрут связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения, создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом, может быть оформлен как индивидуальная образовательная программа. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.


Люди с нарушением зрения часто имеют стереотипные, навязчивые движения - надавливание на глазные яблоки, размахивание руками, покачивание и т.д. Точного объяснения, от чего возникают навязчивые движения, нет. По одной из версий они возникают при недостатке двигательной активности и при остром недостатке информации, получаемой ребенком из внешнего мира. Отучить ребенка от навязчивых движений очень трудно, поэтому необходимо постоянно держать его в поле зрения, не оставлять долгое время безучастно сидеть одного. Навязчивые движения у слепых появляются очень рано и быстро превращаются в привычку. Поэтому, чем раньше заметили и начали с этим работать, тем лучше для ребенка.
Самым действенным является переключение ребенка на более интересные действия, например подвижные игры, или выполнение какой-либо просьбы. Только терпеливое и постоянное включение ребенка в различные виды деятельности поможет отучить ребенка от навязчивых движений.
Не нужно ругать ребенка и объяснять ему, что так делать “некрасиво”, он не может это оценить, так как не видит себя со стороны.
Очень важно всеми силами препятствовать возникновению и укоренению навязчивых движений у слепого ребенка, бороться с ними, если они уже появились, просить делать то же самое всех родных и близких.


Часто слепой ребенок трогает содержимое тарелки руками. Создается впечатление, что он плохо воспитан. Однако это проявление обычного ориентировочного рефлекса. Зрячий человек осмотрит тарелку глазами, а незрячему в этом помогают руки. Но все же истинная воспитанность, особенно незрячего ребенка, состоит в способности сдержать себя. Поэтому необходимо объяснять ему, что это неприятно людям, сидящим рядом за столом. Необходимо научить ребенка способам ориентировки за обеденным столом и в своей тарелке. Постараться выработать определенные правила сервировки стола. Для ориентировки в тарелке необходимо подключить все сохранные органы чувств: остаточное зрение, обоняние, осязание. Научите ребенка обследовать содержимое тарелки ножом и вилкой.  Приучайте строго следовать определенному порядку при еде:
- найди все нужные предметы на столе;
- разложи все так, как тебе удобно и привычно;
- определи, какое блюдо перед тобой (например, по запаху);
- обследуй содержимое с помощью вилки и ножа;
- начинай есть с маленького кусочка, чтобы убедиться, что пища не горячая;
- ешь не спеша;
- с помощью вилки и ножа проверь, все ли ты съел;
- тарелку, на которой лежит хлеб, можно проверить рукой;
- положи вилку и нож на пустую тарелку;
- вытри рот салфеткой и положи ее в тарелку.


Учить одеваться ребенка нужно терпеливо, не торопясь. Сначала нужно использовать совместные действия и речевые комментарии.  Постепенно помощь должна уменьшаться вплоть до простого наблюдения. Для удобства можно разработать схему последовательности одевания. Важно складывать одежду строго в определенное место, чтобы ребенок мог легко ее найти. Внимательно рассматривайте одежду, обращая внимание на лицевую и изнаночную, переднюю и заднюю стороны (швы, карманы, пуговицы). Если трудно отличить изнанку, можно пришить метку, которая будет являться ориентиром. По такой метке ребенок может также отличить свою одежду от чужой. Одевшись, ребенок должен проконтролировать свой внешний вид (например, проверить заправлена ли рубашка в брюки, все ли пуговицы застегнуты). Обязательно нужно похвалить ребенка, если он все сделал аккуратно.


Умение общаться со сверстниками или взрослыми это очень важный навык, от которого зависит будущее слепого ребенка. Незрячий ребенок не может видеть, как ведут себя в обществе окружающие люди, поэтому его нужно обучать этому специально.
Предоставляйте ребенку самые разнообразные впечатления, которые будут способствовать его развитию: вместе гуляйте, ходите в гости, выезжайте за город, водите в кино, театры, музеи.  Дайте ребенку проявить самостоятельность: купить билет, спросить время, сделать заказ в кафе. Объясняйте правила поведения при общении с другими людьми: поворачиваться к собеседнику лицом, здороваться, прощаться, благодарить. Учите своего ребенка считаться с интересами и желаниями друзей, членов своей семьи. Постоянно обсуждаете с ребенком разнообразные ситуации и правильность поведения в них. Все, что вы видите и наблюдаете, обсуждайте вместе с ребенком, предложите ему рассказать о том, что он чувствует и как воспринимает. Обязательно поощряйте хорошие поступки ребенка, его старание.


Совместные прогулки с ребенком могут иметь вполне определённую цель: зайти в магазин за продуктами, в аптеку за лекарствами, на почту и т.д. Такие совместные походы являются хорошей школой. Чтобы научить ребенка делать покупки в магазине, следует предпринять ряд действий.

  1. Выбрать магазин в шаговой доступности, изучить маршрут движения до него.
  2. Ознакомиться с расположением входа в магазин.
  3. Познакомиться с планировкой магазина и размерами помещения (рассказать, что и где находится).
  4. Определить места, где нужно брать корзину или тележку.
  5. Обследовать территорию магазина, изучить расположение полок с продуктами.
  6. Изучить различные формы и запахи упаковок продуктов, способы бережного отношения к ним для предотвращения их разрыва и порчи.
  7. Изучить порядок цен на продукты.
  8. Предложить ребенку самостоятельно, но под наблюдением взрослого пройти весь путь покупки товаров (выбор товара, укладка в корзину, оплата в кассе, укладка продуктов в пакеты и выход из магазина).
  9. Научить вежливо обратиться к продавцу, рядом находящемуся незнакомому человеку, занять очередь.
  10. Предложить ребенку самостоятельно сходить в магазин за покупками.

Обязательно стоит. Библиотека играет важную роль в жизни слепого и слабовидящего школьника. Если в городе нет специальной библиотеки, то можно обратиться и в обычную. В настоящее время нарушенное зрение не мешает широко использовать все возможности современной библиотеки. Используя специальную технику, незрячие и слабовидящие школьники могут создавать и обрабатывать тексты, читать плоскопечатную литературу, переводить обычные тексты в шрифт Брайля, пользоваться различными базами данных, электронными ресурсами, осуществлять поиск информации в Интернете. Во многих библиотеках имеется большой выбор тифлотехники и программного обеспечения для слепых людей. Брайлевский дисплей (брайлевская строка) - представляет собой устройство ввода/вывода и предназначается для отображения текстовой информации в виде шеститочечных символов азбуки Брайля. Брайлевские дисплеи позволяют слепым использовать все функции и возможности компьютера. Читающая машина позволяет слушать плоскопечатный материал с помощью простого нажатия кнопки. Машины предварительно сканируют текст, а затем отсканированный текст распознается с помощью программного обеспечения и воспроизводится синтезатором речи. Причем в памяти машины 18 различных языков (русский, английский, немецкий, французский, итальянский и т.д.). Тексты могут быть преобразованы в MP3 аудио-файлы и сохранены на флэш диске или в памяти USB-проигрывателя. Таким образом, можно легко брать тексты с собой и слушать их в дороге. Тифлофлешплееры (устройства для чтения аудиокниг) помогают слабовидящим и слепым учащимся прослушивать самые разные произведения, слушать радио, использовать диктофон. Электронные видео-увеличители (электронные лупы) - компактные устройства с камерой и экраном, которые позволяют просматривать увеличенное изображение в различных цветовых режимах.


Ответственность за результаты воспитания, конечно, лежит на родителях. Но часто адекватно оценить возможности сына или дочери им мешает слепая любовь. Пытаясь убедить родителей изменить подходы к воспитанию ребенка с нарушением зрения, мудрый, доброжелательный педагог может обратиться к ним за советом или помощью, чтобы те помогли понять и узнать особенности ученика. Потом следует договориться об общем или компромиссном решении.


Наиболее доступными для слепых и слабовидящих являются следующие профессии и специальности: массажист, музыкант, переплетчик, настройщик музыкальных инструментов, переводчик, юрист, адвокат, преподаватель вуза, продавец-консультант, журналист, диктор, звукооператор, рекламное дело, лозоплетение, программист.


Слепые и слабовидящие дети характеризуются малой подвижностью и недостаточной ловкостью, затрудняются при ориентировке в пространстве, часто имеют нарушение осанки. Поэтому с самого раннего детства необходимо побуждать ребенка с нарушением зрения к активным занятиям физкультурой. Лучше всего – своим примером. Хорошо проводить совместные занятия. Это подвижные игры, игры с мячом, упражнения на координацию, упражнения по формированию осанки, гимнастика, ритмика, ходьба, бег, прогулки на свежем воздухе. Для развития мышечного аппарата. очень полезно плавание. Ребенок со зрительной патологией должен обладать всеми двигательными навыками что и его сверстник, имеющий нормальное зрение.


Если вашему ребенку поставили диагноз дальнозоркость, старайтесь соблюдать следующие правила:

  1. Помните об организации рабочего места, в том числе правильном освещении и подборе мебели; зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света, настольной лампы 60-100 Вт, не использовать лампы дневного света.
  2. Длительность непрерывного просмотра кинофильмов, занятий на компьютере не должна превышать 30-40 минут для младших школьников и 60-90 минут для средних, оптимальное расстояние для зрения - 2,0-5,5 м от экрана телевизора, и на расстоянии вытянутой руки от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Необходимо отметить, что свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности - 30-35 см. Категорически запрещается читать и писать лежа на боку, наклонив или запрокинув голову.
  3. Чтобы ребенок не утомлялся во время чтения, письма, рисования, рекомендуется через 20-30 минут занятий проводить гимнастику для глаз.
  4. Правильная коррекция зрения – с помощью очков или контактных линз, подобранных офтальмологом.
  5. Общеукрепляющие мероприятия - плавание, массаж воротниковой зоны, контрастный душ и т.д. по рекомендации офтальмолога.
  6. Полноценное питание – сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.
  7. Необходимо чередовать зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом, частые прогулки на свежем воздухе, здоровый ночной сон.
  8. Регулярная проверка зрения у офтальмолога.

Очень часто, когда ребенок поступает в школу, в результате больших нагрузок, нехватки двигательной активности начинает развиваться близорукость. Вы можете заметить, что он слишком близко наклоняется во время письма и чтения, начинает подходить поближе к предметам, чтобы их рассмотреть, прищуривается, чтобы увидеть что-то вдали. В любом случае, за зрением ребенка нужно внимательно следить, показывать врачу-офтальмологу один раз в год.


Очки могут быть как для постоянного, так и для временного ношения. Рекомендации по ношению очков даёт только врач-офтальмолог.
Как быстро подружить ребенка с очками:

  1. Если вы сами носите очки, то показывайте на собственном примере свое к ним отношение. Если не носите, то можно надеть простые очки без коррекции, а также наденьте очки на любимые игрушки ребенка.
  2. Подбирайте удобные очки, соответствующие форме и размеру лица ребенка. Они не должны давить на переносицу и виски.
  3. Лучше использовать очки с гибкими, закругленными заушниками, тогда очки будут хорошо держаться.
  4. Чтобы ребенок не сбрасывал очки можно прикрепить к заушникам резиночки.
  5. Надевайте очки во время любимых занятий ребенка, чтобы он о них забыл и не снимал.
  6. Старайтесь объяснить ребенку, как это модно и красиво носить очки, со временем он привыкнет.
  7. Приучайте ребенка постепенно, начиная всего с нескольких минут в день, ни в коем случае не ругайте и не наказывайте за отказ, впоследствии это вызовет отторжение.

Конечно, заболевания глаз нельзя вылечить какой-то особой диетой. Но правильное питание в комплексной терапии, назначенной врачом офтальмологом, может способствовать улучшению зрения. В рацион должны входить продукты богатые бета-каротином, лютеином, витаминами А, В, С и другими макро- и микроэлементами.
Бета-каротин участвует в выработке родопсина, обеспечивающего способность приспосабливаться к темноте; поддерживает и позволяет не утратить остроту зрения. Бета-каротин содержится в моркови, облепихе, щавеле, зелени петрушки, плодах шиповника, шпинате и многих других продуктах.
Лютеин защищает глаза от ультрафиолета и катаракты, обеспечивает полный спектр цветоощущения, улучшает остроту зрения, что позволяет рассмотреть что-либо в мельчайших деталях. Лютеин содержится в желтке куриного яйца, шпинате, петрушке, цуккини, зелени лука порея, фисташках, зеленом горошке, спарже, кукурузе и т. п.
Витамин А помогает увеличить прочность сосудов, поддерживает зрение в хорошем состоянии, оберегает от конъюнктивита и макулодистрофии. Больше всего витамина А содержат баранья, свиная, говяжья и куриная печень, рыбий жир, абрикосы, авокадо, морковь.
Витамин В2 благоприятно действует на зрение: глаза лучше видят в темноте и воспринимают цвета. Витамином В2 богаты все молочные и кисломолочные продукты. Его много в курице, говядине, постной свинине. Содержится рибофлавин и в рыбе: треске, сельди, скумбрии, тунце. Также витамин можно получить из гороха, шпината, цветной капусты, зеленого лука, укропа, печени, куриных яиц.
Витамин С укрепляет кровеносные сосуды, в том числе капилляры глаза. Источник витамина С – свежие и свежезамороженные овощи, фрукты и ягоды.


Близорукость (миопия) — заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое.
Профилактика миопии:
- правильное размещение рабочего места (ближе к источнику света - окну; свет, который падает на рабочую зону, необходимо расположить слева для правшей и справа для левшей);
- контроль за осанкой (стол должен соответствовать росту ребенка; сидя на стуле ноги должны доставать до пола и быть согнуты под углом 90°);
- ограничение времени работы за компьютером, просмотра телевизора;
- расстояние от лица до книги должно составлять не менее 30 см;
- зрительная гимнастика не менее 2-х раз в течение урока;
- исключение сильных физических нагрузок;
- сбалансированное питание, коррекция недостатка витаминов;
- строгое соблюдение режима дня;
- частые прогулки на свежем воздухе.


Астигматизм в переводе с латыни — отсутствие (фокусной) точки. Астигматизм возникает вследствие неправильной (не сферичной) формы роговицы (реже — хрусталика). В нормальном состоянии роговица и хрусталик здорового глаза имеют ровную сферическую поверхность. При астигматизме их сферичность нарушена. Она обладает разной кривизной по разным направлениям. Соответственно, при астигматизме в разных меридианах поверхности роговицы присутствует разная преломляющая сила, и изображение предмета при прохождении световых лучей через такую роговицу получается с искажениями. Некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие — «за» или «перед» ней (бывают и более сложные случаи). В результате вместо нормального изображения человек видит искаженное, в котором одни линии четкие, другие — размытые.
Заподозрить у ребенка астигматизм можно, если он часто оступается во время ходьбы, задевает предметы на своем пути, щурится при рассматривании близко расположенных предметов. Могут быть жалобы на головную боль, головокружение, раздвоение предметов.
Астигматизм чаще всего врожденное заболевание глаз, поэтому профилактика его невозможна.
Но, если ребенку поставили такой диагноз, важно соблюдать рекомендации, чтобы заболевание не прогрессировало. Важно правильно чередовать нагрузку и отдых, выполнять специальную гимнастику для глаз, соблюдать режим дня и правильное питание.


С момента, когда ребенок испытывает потребность передвигаться самостоятельно. Чем раньше ребенок научится пользоваться тростью, тем свободнее он будет чувствовать себя в передвижении, сможет больше узнать об окружающих его объектах, их структуре; вовремя обнаружить на пути препятствия, спуски, подъемы. Трость поможет слепому ребенку стать более самостоятельным и не зависеть от окружающих.


Обучение чтению и письму шрифтом Брайля осуществляется для следующих категорий детей:
- тотально слепые дети;
- слепые дети с остаточным зрением (светоощущение, и (или) цветоощущение);
- слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0.005 до 0.009). При таком зрении ребенок видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов;
 - слепые дети с предметным остаточным зрением с остротой зрения 0,01-0,04;
- слабовидящие дети с остротой зрения 0,05-0,4, имеющие прогрессирующие заболевания.


Чтобы сформировать у слепого ребенка более-менее адекватное представление о предмете, который он не может изучить тактильно в полном объеме, например, о дереве, следует сначала установить его размеры, отталкиваясь от знакомого ребенку материала, например, сказать, что дерево в три раза выше него или крона дерева заканчивается на уровне второго этажа его дома. Затем организовать тактильное восприятие доступной части объекта, например, потрогать кору и корни дерева. Потом изучить объемное изображение предмета в масштабе, например, рассмотреть аппликацию «Человек под деревом», выполненную и использованием листьев искусственного растения и натуральной коры.


Даже зрячие люди используют слова «смотри», «посмотри», призывая не только обратить взор на предмет, но потрогать, а иногда даже понюхать его. Незрячие люди просто не глазами смотрят на вещи, их глаза – это чуткие пальцы. Поэтому слово «смотреть» для них означает восприятие вообще, не обязательно с помощью зрения. В употреблении этого слова нет ничего нетактичного.


Все коррекционно-развивающие занятия для учащихся с нарушением зрения направлены на то, чтобы в дальнейшем их социализация и адаптация в обществе была более успешной. Занятия по своей форме больше напоминают тренинги, на которых учащиеся не сидят за партами, а активно овладевают социально-бытовыми навыками, навыками ориентировки в пространстве и коммуникациями. Их знакомят с различными приборами и оборудованием для слепых, с помощью которых их дальнейшая жизнь может быть значительно проще, учат самообслуживанию, этикету, ориентированию в общественном транспорте, магазинах и на других социальных объектах.


Ответственность школы в выполнении ИПРА прописана в разделе «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации»: в первую очередь, это создание условий для успешного обучения и воспитания ребенка-инвалида в соответствии с видом его заболевания, разработка специальных программ (АООП или СИПР), при необходимости – психологическое и логопедическое сопровождение.


При выборе подходящего образовательного учреждения для Вашего ребенка, рекомендуем в первую очередь учитывать индивидуальные особенности ребенка. Стоит обратить внимание на специальные рекомендации ПМПК, мнение специалистов, которые наблюдают Вашего ребенка, а также на возможности и предложения образовательных учреждений в населенном пункте вашего проживания. Коррекционные школы работают по адаптированной образовательной программе, которая составлена на основе специальных педагогических подходов, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию детей с ОВЗ. В такой школе для ребенка с ОВЗ будут проводиться специальные коррекционные занятия. При выборе инклюзивного получения образования следует обратить внимание на возможности образовательного учреждения соблюсти все необходимые требования и условия (учитывая нужды и потребности) для обучения Вашего ребенка.


Тифлографика - теория построения рельефных рисунков, применяемых в качестве пособий при обучении слепых детей рельефному рисованию. Тифлографика знакомит с пространственной ориентировкой на рисунке, со способами оценки величины и формы изображенных предметов. Овладение тифлографикой слепым ребенком способствует развитию мелкой моторики руки и сохранных анализаторов, прежде всего осязательно-двигательного. Тифлографическая деятельность способствует художественному воспитанию незрячих, прививает эстетический вкус, приобщает их к творческой деятельности.


В школах для детей с нарушением зрения применяются три вида рельефных рисунков.
• Контурные рисунки передают только наружный контур предмета. Воспринимая его, слепой воссоздает образ изображенного на рисунке предмета. При обучении чтению контурных рисунков учащиеся для усвоения принципа образования контура часто пользуются демонстрацией разрезанного вдоль предмета или слепка с него.
• Аппликационные (силуэтные) рисунки передают не только контур, но и заполненность поверхности предмета, которая является важным наглядным признаком для осязательного восприятия. Этот тип рисунка обычно выполняется в виде вырезанного из плотной бумаги силуэта, наклеенного на бумажный лист или планшет.
• Барельефные рисунки передают форму изображаемого предмета средствами скульптуры. Они изготовляются из гипса, металла с последующим оттиском под прессом на перфокарточную бумагу или пластмассу.


При обучении школьников с нарушениями зрения географии содержательная сторона предмета остаётся неизменной, но существуют определённые особенности работы с незрячими, которые необходимо учитывать. При обучении географии главную роль играет необходимая наглядность и правильная работа с ней. На уроках географии учитель использует различные виды наглядности.
• Натуральный предмет. Это лучший вид наглядных пособий. При восприятии натурального предмета создается наиболее полный образ, и соответственно яркое представление. Так учащиеся знакомятся с горными породами и минералами, осязательно осматривают их.
• Модель – это уменьшенное (или увеличенное) изображение натурального предмета, маленькая (или увеличенная) копия его. В географии примером служит глобус. Многие учителя в своей работе применяют моделирование природных процессов. Например, можно моделировать работу текучих вод, образование складок земной коры и т. п.
• Макеты – упрощенная модель какого-либо объекта, выполненная в декоративно-художественном оформлении. При изучении географии широкое применение в школе слепых может найти макетирование, проводимое в ящике с песком. В нем можно макетировать рельеф местности: горы, возвышенности, плоскогорья. Таким образом можно воспроизвести довольно большой участок местности, перенося рельеф с карты. Помимо песка, макеты рельефа можно изготавливать из глины. Из пластилина вылепляется макет реки. При этом выделяются исток, главная река, левые и правые притоки, устье.
• Рельефные изображения. В географии большое распространение имеют рельефные карты. Первостепенное значение для обучения слепых детей приобретает географическая карта. На рельефной карте суша обозначается подъемом рельефа, моря и озера – его понижением, реки – сплошными рельефными линиями; границы – выпуклым пунктиром; города – рельефными точками.


ИПРА — индивидуальная программа реабилитации и абилитации (адаптации) детей и взрослых, получивших инвалидность, в образовательном учреждении реализуются следующим образом:
1. После прохождения Медико-социальной экспертизы (МСЭ) и получения (продления) инвалидности, ИПРА направляется в администрацию района, а затем поступает на регистрацию в ГПМПК. (главная психолого-медико-педагогическая комиссия)
2. После регистрации в ГПМПК родителям ребенка-инвалида направляется информационное письмо о том, что он может обратиться за разработкой Перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
3. После того, как Перечень разработан, родители обращаются в ОУ.
4. На основании Перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида разрабатывается Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы по реализации Перечня мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида на каждый учебный год, и определяются в нем конкретные исполнители и время занятий.
5. По результатам выполнения индивидуального плана сдаётся отчет в ГПМПК.
6. Родитель (законный представитель) может отказаться от разработки и реализации Перечня мероприятий, в этом случае оформляется отказ, который хранится в личном деле ребенка-инвалида.


Тифлопедагог В.З. Денискина выделяет пять групп слепых детей. У них наиболее резко выражена степень нарушения основных зрительных функций (остроты и поля зрения, световой чувствительности, цветоразличения, характера зрения). Глубокое снижение остроты зрения делает невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие.
1. Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения
2. Слепые дети со светоощущением. Эти дети видят только свет, то есть отличают свет от тьмы. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.
3. Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.
4. Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0.005 до 0.009). При таком зрении в комфортных условиях человек видит движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры, силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.
5. Слепые с остаточным форменным (предметным) зрением, то есть дети, у которых имеется форменное или предметное зрение. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 - 0,04.


Слабовидящие дети по степени зрительных нарушений делятся на группы классификация тифлопедагога В.З.Денискиной):
1. Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. Как правило, у этой группы детей отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у них сужено поле зрения, нарушено про-странственное зрение
2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0.2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. Эти дети по состоянию своего зрения, как и дети 1-й группы, относятся к инвалидам, хотя острота зрения у них выше.
3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0.4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. Такие дети инвалидами в нашей стране пока не признаются, хотя для их успешного обучения, воспитания и развития также необходимо соблюдать определенные офтальмо-гигиенические рекомендации и требования, применять специальные технические средства и методики.


Есть большой родительский страх перед переходом на адаптированную образовательную программу. Родители отвергают предложения школы пройти ПМПК и перейти на АООП из опасений, что ребенка выпустят из школы со справкой.
В большинстве случаев опасения напрасны. Все дети, которые осваивают программу в объеме ФГОС получают аттестат, в аттестате никаких указаний на то, что ребенок получил его по итогам освоения АООП не будет. АООП предполагает, что ребенок освоит тот же самый объем материалов, и достигнет тех же самых результатов, которые предусмотрены ФГОС, что и его сверстники. Но для ребенка с ОВЗ будут проводиться дополнительные коррекционные занятий (вид программы с кодировкой 3.1.), либо освоение того же объема материала ребенок будет осваивать дольше, чем его сверстники (добавят лишний год для усвоения) (3.2.).


Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья – это разные категории. Инвалид (до 18 лет ребенок-инвалид) – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ст. 1). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы, статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития. Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК. Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он, не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не образовании). Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должна быть пометка о необходимости в образовательной реабилитации.


Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах, специальных приемах и методах обучения, специальных учебниках и учебных пособиях, специальных технических средствах обучения индивидуального пользования, услугах ассистента и других условиях.


Брайлевская азбука-колодка представляет собой тифлоприбор, предназначенный для обучения слепых детей азбуке и цифрам. С ее помощью можно учиться писать и читать рельефно-точечный шрифт. Внешне устройство похоже на деревянный пенал или толстую линейку. Колодка делится на 10 клеток, каждая из которых представляет собой ячейку-шеститочие Брайля (шесть отверстий, расположенных в два столбца). Во время занятий ученик заполняет дырки «грибочками» или «орешками» - пластиковыми штифтами, которые выполняют функцию точек брайлевского шрифта. С помощью такой азбуки ребенок учится составлять комбинации, соответствующие разным буквам и цифрам тактильного шрифта.


Несомненно, урок в школе для слепых и слабовидящих учащихся имеет ряд особенностей, которые удовлетворяют особые образовательные потребности обучающихся. Вот некоторые из них:
1) соблюдение офтальмологических и гигиенических условий;
2) соблюдение светового режима, обеспечение беспрепятственного прохождения естественного и искусственного света, использование дополнительного освещения при необходимости;
3) рассадка учащихся с учетом рекомендаций врача-офтальмолога;
4) использование оптических средств коррекции и тифлотехнических средств обучения;
5) специальные учебные пособия, выполненные в соответствии с рекомендациями тифлопедагогов;
6) при использовании классной доски все записи выполняются крупно и сопровождаются звуковыми комментариями;
7) время непрерывной работы с интерактивной доской или персональным компьютером не должно превышать 20 минут;
8) в каждом уроке необходимо предусмотреть релаксационную паузу.
Подобные меры обеспечивают преодоление трудностей в обучении учащихся с нарушением зрения.


1-50 51-52
Поиск по сайту

Портал Госуслуг
Госуслуги

МИНПРОС РФ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

МИНПРОС УО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Портал bus.gov.ru
bus.gov.ru

"Доступная среда"
Жить вместе

ИРО
Институт развития образования Ульяновской области

"Сетевой город"
Сетевой город